Baltnews
19,5K подписчиков

Ох, не любят в Эстонии правду: за что будут судить Айво Петерсона

Вчера
<100 прочитали

Арестованный Айво Петерсон обвиняется по той же статье, по которой осенью был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы правозащитник Сергей Середенко.

Во вторник, 14 марта, эстонские СМИ сообщили о том, что арестованному Айво Петерсону предъявили обвинение по той же статье Уголовного кодекса Эстонии, по которой осенью 2022 года был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы антифашист, общественный активист и правозащитник Сергей Середенко.

Айвой Петерсон, а с ним еще двое мужчин были арестованы на прошлой неделе, 10 марта. Прокуратура сообщила, что Полиция безопасности Эстонии (КаПо) арестовала троих мужчин по подозрению в создании отношений против эстонского государства, среди которых Айво Петерсон – один из лидеров политического объединения «Вместе» (Koos), набравший почти 4000 голосов в ходе недавних парламентских выборов. Отмечается, что эти действия произведены по пока предварительному подозрению, которое может быть изменено или уточнено в ходе разбирательства.

Представитель КаПо Харрис Пуусепп пояснил мейнстримному изданию, что трое задержанных подозреваются в совершении преступления против государства по части 1 статьи 235 Уголовного кодекса, в которой говорится об установлении отношений против государства: «Создание связи с иностранным государством, его организацией или лицом, действующим от имени иностранного государства, признается преступлением по цели и характеру этой связи – в совершении тяжкого преступления против государства, в том числе государственной измены и, в случае иностранца, пособничества разведывательной деятельности или ненасильственной антиэстонской деятельности. Зарубежным государством в данном случае является Российская Федерация».

Пункт 1 статьи 235 Уголовного кодекса касается создания отношений против государства, согласно которым членство в постоянном объединении, состоящем из трех или более лиц, созданном с целью деятельности против независимости Эстонской Республики и с разделением обязанностей между отдельными лицами, а также создание, руководство или вербовка членов такого объединения. Виновные по данному пункту наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

По словам Пуусеппа, пока невозможно раскрыть подробности конкретного дела, то есть с кем и при каких обстоятельствах устанавливали и поддерживали связь подозреваемые в совершенном преступления мужчины: «В случае преступления против государства важна осведомленность, это значит, что они либо понимали, либо, по крайней мере, должны были понимать, что находятся в контакте с представителями иностранного государства – России, российскими организациями и лицами, действующими в его интересах».

«В ходе таких отношений подчинение и руководство влиянием, исходящим из Кремля, и целями кремлевского режима может привести к серьезному преступлению против государства», – пояснил Пуусепп.

Также представитель КаПо назвал двоих других задержанных – это Андрей Андронов и Дмитрий Русти, которые уже фигурируют в деле в открытых источниках. Петерсон и Русти являются гражданами Эстонии, а Андронов – гражданин России с постоянным видом на жительство в Эстонии. «Безукоризненные» в своей морали эстонские журналисты отметили, что имя Андрея Андронова ранее фигурировало в прессе как «активиста «Ночного дозора» и что он бил свою жену».

По словам Пуусеппа, установить конкретный срок для подобных расследований сложно, но Полиция безопасности «завершит процедуру как можно быстрее и настолько тщательно, насколько это необходимо для выяснения обстоятельств преступления».

По мнению Харьюского уездного суда, куда обратилась Госпрокуратура с ходатайством об аресте, «мужчины могут избежать уголовного преследования, пока находятся на свободе, а также есть риск, что они могут продолжить совершать преступления». Харьюский уездный суд удовлетворил ходатайство прокурора о заключении первоначально подозреваемых мужчин под стражу на два месяца. Отмечается, что постановление не вступило в силу и может быть обжаловано в Таллинском окружном суде; что уголовное производство находится в ведении Государственной прокуратуры и ведется Управлением полиции безопасности.

Напомним, что Сергей Середенко, отбывающий в эстонской тюрьме срок в пять с половиной лет по данной же статье, был арестован КаПо в начале марта 2021 года. Причем арест был произведен так, что никто из близких и знакомых какое-то время даже не знали, куда делся Сергей Середенко.

В 2022 году, 22 сентября, Харьюский уездный суд признал Середенко виновным по ч. 1 ст. 235 Уголовного кодекса и приговорил его к сроку, близкому к максимальному, пяти годам и шести месяцам лишения свободы.

Как утверждает обвинительный акт, Сергей Середенко «сознательно создавал и поддерживал отношения против Эстонской Республики в период с 15 ноября 2009 г. по 3 марта 2021 г. с семью лицами, действовавшими в интересах и от имени органов государственной власти Российской Федерации. Середенко передавал им информацию, совместно с ними готовил и публиковал статьи, участвовал в организованных ими мероприятиях и в деятельности организаций, направленных на осуществление деятельности российского влияния в целях внешней политики и безопасности России, с целью раскола эстонского общества, дискредитации Эстонской Республики и ее институтов, а также подрыва конституционного строя, независимости, территориальной целостности и безопасности Эстонии».

Выглядит приговор внушительно, но лишь для тех, кто не посвящен в детали. Как ранее Baltnews писал, Сергею Середенко поначалу вменялась в вину шпионская деятельность в пользу Российской Федерации, но высосанные из пальца обвинения по данному аспекту не прошли в суде, который не согласился с доказательствами, собранными Департаментом полиции безопасности. Среди таких сомнительных доказательств, например, значился чек из Чебуречной, расположенной на Невском проспекте в Санкт-Петербурге недалеко от Литейного проспекта, на котором, в свою очередь, находится Управление ФСБ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Близость Чебуречной и Управления ФСБ показалась эстонским обвинителям достаточной для того, чтобы посадить человека в тюрьму.

Конкретно обвинение в шпионаже с Сергея Середенко было снято, но эстонские власти обвинили его в намерении «развалить» эстонскую государственность и использовали в качестве доказательства всего лишь один текст, написанный правозащитником, авторству которого принадлежат и книги, и множество статей и публикаций. Как сам Середенко рассказал Baltnews, проанализировав этот один текст, суд пришел к выводу, что «в Эстонии нет русофобии», тогда как Середенко написал, что она есть. А непосредственно поводом обвинителям послужил факт того, что конкретно в одном этом тексте отсутствуют доказательства русофобии.

Одним словом, неконкретных, обтекаемых, а порой и просто притянутых за уши домыслов в деле хватает. Однако, в результате такого «ассорти» обвинений Сергей Середенко был осужден на почти шесть лет.

Напомним, 12 марта стало известно, что Государственный суд Эстонии принял к рассмотрению апелляционную жалобу адвоката Сергея Середенко. Как отметил адвокат Владимир Садеков, «это очень сильный сигнал о том, что, по крайней мере, в чем-то доводы защиты не беспочвенны, а логика обвинения и судов может быть ошибочной». Правда, Садеков признался, что особых иллюзий не питает.

Что же касается Айвой Петерсона, то недавно он вернулся из Донбасса и рассказал эстонской публике, что на самом деле думают, чувствуют и говорят люди, живущие там. И это информация кардинально расходится с той, которой пичкают эстоноземельцев местные «объективные и независимые» СМИ.

 

 

от Юрий Мочилин

Родился в Таллинне. Живу и работаю в Таллинне. Член партии Коос-Вместе. Журналист. Религиовед. Правозащитник.

Один комментарий к “За что судят Айво Петерсона”
  1. Избитые формы. Могут совершать преступления. Могут бежать. Вопросы. На которые у КАПО нет ответа. Такие формы — как оскорбление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.