Гонения на членов «Koos/Вместе»
Первым современным политическим заключённым в Эстонии, разумеется, с формулировкой «работал на Москву» стал известный правозащитник Сергей Середенко, раздражавший власти тем, что пытался вынести проблему угнетения местной русской общины на международный уровень. Середенко был задержан в марте 2021-го и сейчас отбывает назначенный ему тюремный срок в пять с половиной лет. Он не унывает, время в заключении пытается проводить с толком. «Я подпущен, спустя полгода увещеваний, к компьютеру – и три раза в неделю до обеда набиваю текст пока ещё развернутого плана то ли статьи, то ли монографии, то ли доклада «Академическая свобода и права человека»», – сообщает правозащитник в свежем письме на волю.
Уже почти полтора года пребывают в тюрьме и один из лидеров несистемной политической партии «Koos/Вместе» Айво Петерсон и его сподвижники Андрей Андронов и Дмитрий Роотси. В марте 2023 года Петерсона бросили в тюрьму за поездку с гуманитарной помощью в Донбасс и за участие в двух российских политических телепередачах. «За компанию» с ним посадили двух его единомышленников. Нахождение в узилище не помешало Петерсону баллотироваться в Европарламент. Хоть набранных голосов и не хватило для избрания, его индивидуальный результат (11 507 голосов) оказался выше, чем у одного из победителей – экс-главы эстонского МИД Свена Миксера (9991 голос), сумевшего пробиться в ЕП лишь благодаря общему высокому результату своего партийного списка.
Айво Петерсон с двумя своими товарищами брошен в тюрьму за гуманитарную поездку в Донбасс
На днях Айво Петерсон дал телефонное интервью, в котором призывает сограждан придерживаться мирной линии и не допустить втягивания Эстонии в войну с Россией. «Меня уже полтора года держат на полной изоляции в тюрьме Таллина. На сегодня у меня отсутствует право на свободу слова, свободу мнения и свободу действий. У меня нет права общаться со своими детьми. Я боюсь за будущее Эстонии. Вопрос: сожалею ли я? Ответ: а как можно сожалеть о том, когда ты желаешь своим детям, внукам, государству и всем жителям мира, счастья и развития?» – риторически вопрошает оппозиционер. Отказываться от своих убеждений он не собирается, продолжает доказывать, что единственная гарантия выживания эстонской нации – крепкая дружба с русскими и с Россией.
В конце прошлого года был задержан ещё один член «Koos/Вместе» – оппозиционный журналист Аллан Хантсом, ранее также занимавшийся организацией сбора помощи для населения Донбасса. А еще до того, в 2019 году, власти показательно прихлопнули российский портал «Sputnik Эстония», где работал Хантсом. Бывшему главному редактору эстонского «спутника» Елене Черышевой в 2022 году после кратковременного ареста посчастливилось бежать из страны. Хантсом, понимая, что тоже может оказаться за решеткой, начал готовить переезд в Россию. В 2023 году он сообщил на своем портале, что вынужден удалить со собственного сайта «Эстляндские новости» часть опубликованных там материалов – чиновникам государственного Департамента защиты потребителей и технического надзора сильно не понравились статьи о том, что те, кто сносят памятники борцам с нацизмом и запрещают антифашистскую символику, делают это из симпатий к фашизму. Сотрудница департамента Хелен Рохтла заявила, что размещённая на сайте информация – ни много ни мало – угрожала безопасности Эстонии.
«Правильное» мнение – не гарантия от ареста
7 декабря 2023-го на квартиру к Хантсому ворвались сотрудники КаПо, устроившие там обыск и препроводившие Аллана в следственный изолятор. Было объявлено, что журналиста подозревают «в разведывательной деятельности против Эстонской Республики и в поддержке таких действий». Особую горечь этому придал тот факт, что Аллан уже продал квартиру и через несколько дней должен был выехать в Россию, возвращаться он не собирался. Но власти решили его не выпускать, а показательно наказать – для острастки других оппозиционеров. Хантсом провел шесть месяцев в одиночной камере.
Поскольку ему запретили контакты с внешним миром, его родные о нем ничего не знали. Деньги от проданной квартиры заморозили и общественности пришлось собирать деньги на помощь семье Аллана. Наконец, 10 мая стало известно о том, что журналиста тайно приговорили к шести с половиной годам заключения. Хантсом сообщил о приговоре матери: поскольку приговор вынесен, ему теперь разрешены звонки близким и переписка. Известно также, что он сильно измождён и похудел на десять килограммов. «В чем конкретно заключался «шпионаж», неизвестно, дело засекречено. Но, учитывая, что перед увольнением он работал охранником в магазине, видимо, пытался сдать врагу секреты продажи бракованных товаров», – горько иронизирует журналистка и правозащитница Алла Березовская, пытающаяся организовать помощь Аллану.
К слову, на данный момент своего приговора ждёт ещё одна бывшая сотрудница «Sputnik Эстония» – Светлана Бурцева. Эту журналистку арестовали в марте 2024-го и тоже обвиняют в «нарушении санкций Европейского союза, введённых против России», а также в заведении «отношений с Россией, направленных против Эстонской Республики». Хотя проживающая в Таллине 57-летняя гражданка ЭР всего лишь писала взвешенные, умеренные статьи и делала фотографии для «Спутника», эту её деятельность признали «антигосударственной». Схема, очень похожая на ту, по которой сварганили дело Аллана Хантсома… Эстонский суд принял решение о продолжении содержания Бурцевой под стражей и отказался её выпустить под подписку о невыезде.
Как выясняется, в Эстонии даже «правильная» политическая позиция не может служить гарантией от ареста. 3 января Полиция безопасности (КаПо) задержала гражданина России Вячеслава Морозова. В КаПо сообщили, что Морозова заподозрили в «проведении и поддержке разведывательной деятельности против Эстонской Республики», но отказались раскрыть детали, пояснив лишь, что арестованный профессор сотрудничал с разведкой РФ. «Разведывательный интерес государства-агрессора к Эстонии остается высоким, – высказался гендиректор КаПо Марго Паллосон. – Нынешнее дело является дополнением к более чем нескольким десяткам предыдущих и иллюстрирует стремление российских спецслужб проникнуть в различные сферы жизни Эстонии, в том числе и в научную сферу».
Кто же такой этот Вячеслав Морозов? Он работал профессором политологии Института Шютте Тартуского университета (ТУ). По данным эстонской научной информационной системы ETIS, до 2010 года он трудился в Санкт-Петербургском государственном университете, а после этого перебрался в Тарту. В 2016-2023 годах занимал в ТУ должность профессора исследований Евросоюза и России, а с 1 сентября 2023 года по 11 января 2024 года – профессора международной политической теории. Проживая в Эстонии, Морозов публично критиковал «кремлёвский режим», высказывался в осуждение «агрессии против Украины» и раздавал советы о том, как обустроить Россию, когда там воцарится «демократия». По сути типичный российский политический эмигрант. И вдруг такого человека обвиняют в работе на разведку России!
Почему бы не наладить обмен?
Как уверяет Паллосон, встречи Морозова с представителями российских спецслужб проходили на территории РФ, куда тот ездил «с определённой регулярностью». По данным эстонской прокуратуры, «разведывательная деятельность Морозова длилась годами». Руководитель Института Шютте Кристийна Тынниссон добавляет, что сотрудники университетов часто, дескать, представляют интерес для спецслужб. Она напоминает, как три года назад океанолога Тармо Кыутса из Таллинского технического университета признали виновным в шпионаже в пользу Китая. По её словам, в заграничные командировки Морозов ездил примерно раз в месяц. «Он посещал Россию, поскольку там живет его отец, и конечно, есть ещё какие-то родственники. Но как часто он там бывал и общался ли с российскими коллегами, мне неизвестно», – сказала Тынниссон.
18 июня Харьюский уездный суд признал Морозова виновным и приговорил его к шести годам и трём месяцам тюрьмы. Гендиректор КаПо утверждает, что Морозов не владел сведениями, составляющими государственную тайну, но всё же имел доступ к информации, интересовавшей российскую разведку. По его словам, осужденный составлял обзоры на различные темы об уязвимостях эстонского государства. Паллосон красочно поведал, что Морозов собирал информацию в ходе семинаров, мероприятий, конференций, сообщал своим кураторам, о чём говорилось на панелях, на кофейных паузах, при личных беседах. Судя по всему, «богатый» улов. Хотя, если честно, в «шпионство» Морозова верится с трудом. Скорее уж в то, что эстонская охранка ведёт «охоту на ведьм», специально поддерживая в обществе высокий градус тревожности и настраивая эстонцев против всех русских, вне зависимости от того, «правильные» ли они или «неправильные»…
В апреле М. Паллосон дал пресс-конференцию, в ходе которой рассказал о «попытках России реализовать гибридные операции на эстонской территории». Паллосон назвал ошеломляющую цифру в 143 человека – именно столько, по его словам, задержаны на сегодняшний день по подозрению в работе на Россию. Паллосон заверил, что все они до единого предстанут перед судом. В связи с этим эмигрировавший из Латвии журналист Алексей Стефанов подчёркивает, что до сих пор нигде в открытых источниках подобных цифр не звучало. Другими словами, в стране налажена система скрытого террора, когда каких-то неизвестных широкой общественности бедняг (арест известного человека скрыть не так-то просто) в большом количестве кидают в кутузку и штампуют из них «российских шпионов».
Аллан Хантсом выступил с предложением – почему бы не наладить обмен находящихся в заключении в России агентов иностранных разведок и местных «борцов с режимом» на томящихся в тюрьмах стран западного блока «агентов влияния Москвы», к числу которых относятся и эстонские политзаключённые? «Этих неблагодарных людей, даже прямо скажем – негодяев, господа мои, подлинных негодяев! – к коим я причисляю и себя, не оценивших в полной мере всех прелестей западной демократии, из комфортных и обустроенных по последнему слову европейской цивилизации тюрем следует выслать в Российскую Федерацию, получив взамен прекраснодушных российских оппозиционеров со светлыми лицами, ныне томящихся в мрачных застенках угрюмых казематов. Хватит нам прохлаждаться на мягких нарах за счёт многострадальных европейских налогоплательщиков!» – саркастически пишет Хантсом.
Он обращается к членам Еврокомиссии и депутатам Европарламента: если им «действительно дороги те, о ком вы столь обильно проливаете горячие слезы с трибун под телекамеры, то перейдите уже от пустопорожних слов к делу!» Что ж, предложение имеет смысл…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram