На Украине возбудили уголовное дело против бывшего консультанта аппарата президента Владимира Зеленского, известного блогера и политтехнолога Алексея Арестовича. Его обвиняют в пропаганде «культа насилия и жестокости» по отношению к женщинам. Что будет с блогером дальше, нужен ли Зеленскому арест Арестовича — в материале NEWS.ru.
За что против Арестовича возбудили уголовное дело
В четверг украинские правоохранители завели уголовное дело в отношении бывшего советника главы офиса президента страны Алексея Арестовича (внесен в России в перечень террористов и экстремистов). Об этом сообщила депутат Верховной рады Инна Совсун.
«Сегодня я получила ответ от полиции о начале досудебного расследования. Также я имею ответ от генпрокурора, что дело передали в Киевскую городскую прокуратуру», — сообщила депутат.
Как предполагает Совсун, обвинение выдвинут по статье о ввозе, изготовлении или распространении произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, расовую, национальную или религиозную нетерпимость и дискриминацию.
Ранее именно она пожаловалась на блогера за призыв к насилию против женщин. Совсун так отреагировала на высказывание Алексея на одном из закрытых «психологических семинаров». В своей речи он назвал женщин «существами», которых сперва «хочется ********» [совершить действия сексуального характера], а потом «придушить».
Сам же Арестович в интервью Би-би-си Украина пояснял, что скандальное высказывание было шутливым обращением к аудитории, вырванным из контекста, и он «выдавал себя за мужчину», у которого есть претензии к женщинам.
Может ли дело Арестовича быть связано с его критикой Зеленского
Уголовное дело — часть политической борьбы между властными кланами, отметила в разговоре с NEWS.ru председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины (СППУ) Лариса Шеслер. По ее мнению, конкуренты экс-советника хотели дискредитировать его в глазах Запада.
«Там очень внимательно следят за всеми проявлениями гендерной нетолерантности. Вот смотрите, он по отношению к женщинам ведет себя не по-европейски, нецивилизованно. В глазах украинских избирателей это точно не станет каким-то грехом. Но его пытаются замазать в глазах западных кураторов», — считает Шеслер.
Сама же председатель СППУ подчеркнула, что не видит в словах Арестовича ничего аморального. «Все, что Арестович сказал, было рассчитано на специфическую аудиторию. Это распространенное мужское мнение. Лично у меня в данном контексте оно не вызывает отвращения. Намного больший гнев, к примеру, я испытываю к украинским нацистам, призывающим убивать русских», — отметила Шеслер.
Экс-депутат Верховной рады Олег Царев в беседе с NEWS.ru назвал дело против Арестовича «звоночком», цель которого — приструнить, предостеречь от резких выпадов в адрес президента Владимира Зеленского.
«Уверен, что Арестович до сих пор работает не только с разрешения, но и по поручению офиса президента, в частности главы офиса Ермака. Ему разрешили начать свой собственный псевдооппозиционный проект, ориентированный на жителей юго-востока. В последнее время он начал переходить границы: слишком сильно критиковать Зеленского, из-за чего снижается рейтинг президента. Уголовное дело необходимо, чтобы Арестович не забывал, на кого работает», — предположил Царев.
В каком политическом проекте может быть задействован Арестович
Экс-советник украинского президента стал очень популярным в первые месяцы после февраля 2022 года — в качестве «говорящей головы» администрации Зеленского. Почти каждый вечер он выступал в социальных сетях, комментируя ход боевых действий. Блогер говорил спокойно и тихо, пытаясь устранить панику среди украинцев. Он убеждал их поверить в победу ВСУ, и его слова звучали оптимистично.
В результате к концу 2022 года, согласно опросам, Арестович стал одним из самых популярных людей на Украине, обойдя Зеленского.
В январе этого года Арестович подал в отставку и покинул должность советника офиса президента. Это случилось после того, как он заявил, что ракета, разрушившая дом в Днепре, была украинской. Киев называл ее «российской». Арестовича начали критиковать, и он был вынужден уволиться.
После его отставки украинские СМИ предположили, что экс-советник станет лицом нового проекта, призванного заменить «Оппозиционную платформу — За жизнь» — партию, которая ориентировалась на русскоязычных жителей юго-востока Украины. По мнению Шеслер, Арестович представляет клан, который как раз и делает ставку на русскоязычных избирателей. Поводом для этого, в частности, стало признание его жены Анастасии в том, что дома они говорят по-русски и не стесняются этого.
«Он себе позволяет некоторые резкие высказывания. Скажем, — что украинская политика по отношению к русским и русскому языку — неправильная. Кроме того, он делает критические замечания в адрес военных, которые плохо организовали контрнаступление, и так далее», — отметила Шеслер.
Станет ли Арестович президентом
В своей политической программе Арестович пытается играть в объективность, предположил в разговоре с NEWS.ru украинский политолог и журналист Владимир Скачко. Он напомнил, что блогер не скрывает президентских амбиций, пользуясь своей высокой узнаваемостью на Украине.
«На самом деле, Арестович — не пустышка. Он из породы интеллектуально небездарных русофобов-оборотней. Конечно, в том варианте, который сегодня возможен на Украине, где русофобия — это ключ к карьере. Он выступает в роли скептика для аудитории, которая разочаровалась в Зеленском или скоро будет разочарована режимом», — сказал Скачко.
По его мнению, экс-советнику можно было говорить все, что он считает нужным. «Он — долгоиграющая пластинка. Любого другого человека за сказанное Арестовичем посадили бы немедленно, а то и вообще забили бы дубинками в укромном уголке», — добавил Скачко.
В любом случае Арестовичу «не светит» стать президентом Украины, считает Олег Царев. По мнению эксперта, он сможет лишь провести свою собственную фракцию в Верховную раду.
«Голоса юго-востока Украины у него есть, голоса русскоязычных и недовольных Зеленским есть. У Арестовича очень хорошие шансы саккумулировать эти голоса. Но у него непростая задача. Ему надо критиковать Зеленского, чтобы склонить на свою сторону побольше избирателей и в то же время не вызывать лично у Зеленского раздражение этой критикой», — отметил Царев.
Какой статус у Арестовича в России
3 октября МВД России объявило Арестовича в розыск. Уголовная статья, которую возбудили против него, не указывается. В мае Росфинмониторинг внес экс-советника главы офиса президента Украины в перечень террористов и экстремистов.
По мнению Ларисы Шеслер, «пророссийские» высказывания Арестовича говорят о его расчетливости. Она не исключила, что он строит планы «вписаться» в новую политическую реальность, которая возникнет после успешного завершения специальной военной операции.
«Но Арестович слишком много наговорил против России в начале СВО, чтобы здесь его сочли допустимой персоной. Весь его политический курс — это лавирование и попытка усидеть на двух стульях», — сказала Шеслер.
Что еще известно об Арестовиче
Алексей Арестович — украинский пропагандист и блогер, актер-любитель и организатор психологических тренингов. По данным СМИ, он получил диплом военного переводчика в Одесском институте сухопутных войск, был кадровым офицером при Главном управлении разведки (ГУР) Украины.
В 2005 году Арестович вступил в партию «Братство». Поначалу он придерживался концепции «русского мира», критиковал «оранжевую революцию» и даже ездил в Россию для участия в форумах «Евразийского движения» философа Александра Дугина.
В 2008 году политик резко поменял курс и стал выступать с антироссийской позицией. В 2014 году он отправился добровольцем в Донбасс и, как сам рассказывал, 33 раза выходил на линию фронта.
В 2020 году глава офиса президента Андрей Ермак назначил Арестовича своим внештатным советником по вопросам стратегических коммуникаций. В 2022-м имя блогера было внесено в базу экстремистского ресурса «Миротворец» за участие в актах «гуманитарной агрессии» против своей страны.
Читайте также:
«Не рыпайся»: нового министра обороны Украины сразу заподозрили в коррупции
«Будет полный разрыв дипотношений»: отдадут ли Киеву $300 млрд активов РФ
Израиль, Украина, Тайвань: потянут ли США несколько военных конфликтов