Русский мир
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к навигацииПерейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Русский мир (значения).
«Русский мир». Илл. О. Кузьминой (CGI[en], 2015)
Русский мир — понятие, носящее междисциплинарный характер и оперирующее множеством смыслов и коннотаций. В научной литературе сформировалось три основных теоретических подхода — культурно—цивилизационный, геополитический и религиозный[1]. Сам термин «русский мир» не имеет юридического определения[2], что позволяет различным авторам подразумевать под ним интеграционный проект, или диаспоральную стратегию, или цивилизационный центр, или «русскую идею», или политическую технологию, или идеологию и др.[3]
С начала 2000‑х годов концепт «Русского мира» был задействован правительством Российской Федерации в качестве внешнеполитической доктрины[4]. За пределами России он часто ассоциируется с её внешнеполитическими действиями[5].
Базовыми составляющими Русского мира считаются Россия и русское зарубежье[6].
Содержание
- 1 Генезис концепции
- 2 1990-е — 2000-е годы
- 3 Русское зарубежье
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Генезис концепции
Концепция «русского мира» имеет давние исторические корни[5]. В средневековых источниках она определяла цивилизацию Древней Руси[7][8][9]. В значительной степени исторической доминантой в формировании русского мира как цивилизации являлись духовно-нравственные основы Русской православной церкви[10][8].
Самое ранее употребление термина «русский мир» сохранилось в памятнике древнерусской литературы «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век) при восхвалении великим князем Киевским Изяславом Ярославичем подвига Святого Климента Римского[7]: «…не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне и ещё в русском мире»[11]. При этом речь там шла о догосударственном периоде в истории восточного славянства[12].
После Монгольского нашествия 1237—1240 годов на протяжении двух столетий Русь была разделена. Южный регион Западной Руси (территории нынешней Украины) вошёл в состав Польши, северный (территории нынешней Белоруссии) в союзе с балтийскими землями сформировал Великое княжество Литовское (позднее территории Западной Руси были объединены в Речи Посполитой), а северо-восточная часть Руси (часть нынешней России) оставалась под монголо-татарским игом, освободившись от него только в 1480 году. В результате русский мир как цивилизация претерпел этническую и языковую дифференциацию[13]:
- русские (великороссы) / русский язык
- украинцы (малороссы) / украинский язык
- белорусы / белорусский язык
1990-е — 2000-е годы
С начала 1990-х годов русский мир часто трактуется как культурно-историческая идея международного, межгосударственного и межконтинентального сообщества[14], направленная на объединение разобщённых русскоязычных соотечественников[15].
По мнению большинства исследователей в современный научный и политический оборот понятие «русский мир» введено в 1993—1997 годах П. Г. Щедровицким и Е. В. Островским[15][16][17][18]. Однако сам Щедровицкий не претендует на это первенство[19]. По его мнению, русский мир сложился «в XX веке под воздействием тектонических исторических сдвигов, мировых войн и революций на планете» и ныне является сетевой структурой больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке[20][21].
Первоначальная формулировка концепции как явления исключительно культурной сферы, относящейся к «мягкой силе» и влиянию русскоязычной диаспоры в зарубежных странах, была расширена в процессе дискуссии политологов до определений геоэкономического характера, относящихся к «русскому миру» как к объективно существующему пространству, тяготеющему к России и, также, как к территории, для которой оправдана ирридента этнических русских, с целью построения их национального государства.
К началу 2000-х годов часть исследователей считала, что эта концепция отражает геополитическую и социокультурную реальность (некоторые из них считали, что «русский мир» расколот и фрагментарен), существовала и другая, довольно распространённая точка зрения, согласно которой в реальности «русский мир» является химерой, его структурировать невозможно[21].
Внедрением концепции в России в это время занимался Владислав Сурков:
Что есть Русский Мир? Эта идея, я её когда-то ввёл в структуру государственной политики, когда мы меняли идеологические даты: отменили день празднования социалистической революции и ввели День народного единства. В России ведь не было ни одного праздника, связанного с событиями до Революции. Этот день стал днём русского национализма по сути своей. Была такая задача: как сказать об Империи, о нашем желании расширяться, но при этом не оскорбить слух мирового сообщества[22][23].
По мнению британского еженедельника «The Economist»[24]:
«Русский мир» в прошлом был неясным историческим термином, означавшим славянскую цивилизацию, основанную на общей этничности, религии и историческом наследии. Путинский режим возродил эту идею и ввел в обиход пропаганды в опошленном виде смеси антизападного мракобесия, православной догмы, национализма, теории заговора и полицейского государства сталинского типа. Оригинальный текст (англ.)[показать]
Русское зарубежье
Основные статьи: Русская диаспора и Русский ирредентизм
Ряд исследователей[25][26] относит русское зарубежье к введённому Роджерсом Брубейкером[en] этнополитологическому понятию — «диаспоры катаклизма», которые, в отличие от трудовых диаспор, возникли вследствие войн, дезинтеграции, распада империй и других негативных процессов[27]. Согласно Брубейкеру русских, проживающих на постсоветском пространстве, следовало бы называть не термином «диаспора», а термином «ирредента» (часть народа, находящийся под чужим владычеством). В отличие от диаспоры, члены которой рассеяны по территории удалённых от их исторической родины государств, члены ирреденты, как правило компактно проживают в государствах, граничащих с их исторической родиной. Например, перед Второй мировой войной так проживали фольксдойче в Чехословакии (Судетская область) и Польше (Силезия, Польский коридор)[28]. С русским зарубежьем, главным образом, это произошло в результате Гражданской войны 1917—1923 годов (белая эмиграция) и распада СССР в 1991 году. В первом случае люди вынуждены были покинуть свою родину, где в советское время они считались «недругами советского народа и государства»[6]. Во втором случае часть русского (или русскоязычного, более 25 млн человек[29][30]) населения вопреки своей воле оказалось за пределами России в результате изменения границ и продолжает оставаться в получивших независимость государствах постсоветского пространства[31], некогда являвшихся частью исторического российского государства[32][33]. С начала 2000-х годов взаимодействие с соотечественниками за рубежом является составной частью внешней политики Российской Федерации[34].
См. также
- Русская исключительность
- Русский империализм
- Святая Русь
- Русская цивилизация
- Славянофильство
- Русскоязычные
- Русификация
- Путинизм
- Протесты на Юго-Востоке Украины (2014)
- Pax Sovietica
Примечания
Алейникова, 2017, с. 8. Tiido, 2015, s. 146. Алейникова, 2017, с. 5. Петухов, Бараш, 2014, с. 83, 91. O’Loughlin et al., 2016, p. 745. Батанова (автореф. дис.), 2009, с. 3. Marlène, 2015, p. 3. Баркалов, 2016, с. 109. O’Loughlin et al., 2016, p. 747. Журавлёв В. Е. Роль Русской Православной Церкви в политическом процессе: методологические аспекты // Политическая и партийная система современной России: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 2 октября 2009 г.). — М.: Научный эксперт, 2009. — С. 260. — ISBN 978-5-91290-088-4. Назаренко А. В.«Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. — Архив русской эмиграции. — Москва—Брюссель: Conférence Sainte Trinité du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2013. — С. 184—185. — (Patrologia Slavica, Вып. 2). — ISBN 978-5-904685-07-2. Ишин, 2015, с. 20. Valliere, 1995, pp. 13—17. Кравченко, 2017, с. 8. Алейникова, 2017, с. 6. Русский Мир: восстановление контекста. Беседа с П. Г. Щедровицким. — Русский Архипелаг, 2001. Andis Kudors.“Russian World”— Russia’s Soft Power Approach to Compatriots Policy // Russian Analitical Digest. Nerijus Maliukevičius.(Re)Constructing Russian Soft Power in Post-Soviet Region (english) // Baltic Security and Defence Review. — 2013. — Т. 15, № 2. — С. 70—97. — ISSN1736-3780. Кочеров, 2014, с. 163. Щедровицкий, 14 февраля 2000. Татьяна Полоскова, Виталий Скринник. Русский мир: мифы и реалии.— М.: Московский Фонд «Россияне», 2003. ЧВК Пегов. Сурков и Бородай о будущем ЛДНР, Украине, Боинге, Байдене и чиновниках. YouTubeСурков рассказал о своём понимании русского мира — РТ на русскомThe new Russian cult of war, The Economist, Mar 26th 2022 Ким А. С.Диаспора как термин этнополитологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. — Вып. 3. — С. 133—141. — ISSN2658-6029. Алейникова, 2017, с. 44. Брубейкер Р.[en]. «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской республики и постсоветской России) // Диаспоры. — М.: Наталис, 2000. — № 3. — С. 6—32. — ISSN1810-228X. Категория «Соотечественники за рубежом» в модусе этносоциологии и сетевая структура «Русского мира». cyberleninka.ru. Дата обращения: 22 ноября 2020.Brubaker R.[en].Ethnicity without Groups. — Harvard: Harvard University Press, 2004. — P. 150—151. — ISBN 0-674-01539-8.
Брубейкер Р.Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой. — НИУ-ВШЭ. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. — С. 272. — (Социальная теория). — ISBN 978-5-7598-0973-9. Астахова, Астахов, 2011, с. 318. Фокина, 2014, с. 2. Тишков, 2007, с. 5—15. Тишков, 2013, с. 519.
- Батанова (автореф. дис.), 2009, с. 10.
Литература
- Алейникова С. М. Русский мир: белорусский взгляд. — Мн.: РИВШ, 2017. — 240 с.
- Алейникова С. М. «Русский мир»: геополитический подход // Весці БДПУ. Серыя 2: Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. — Мінск: БГПУ імя М. Танка, 2017. — № 1 (91). — ISSN 1818-8583.
- Алейникова С. М. «Русский мир» как культурно-цивилизационный концепт // Научные труды Республиканского института высшей школы. — Минск: РИВШ, 2016. — № 15. — С. 19—26. — ISSN 2077-4885.
- Алейникова С. М. «Русский мир», «каноническая территория» и «Святая Русь» // Религия и общество — 10: сборник научных статей / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилёв: МогГУ им. А. А. Кулешова, 2016. — С. 11—13. — ISBN 978-985-568-176-3.
- Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже XX—XXI веков. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. — 450 с. ISBN 978-5-906001-12-2 PDF
- Астахова Е. В., Астахов Е. М. Россия и «Русский мир» // Вестник МГИМО-Университета. — М.: Изд-во МГИМО (У), 2011. — № 1 (16). — С. 316—322. — ISSN 2071-8160.
- Бараш Р. Э. Русская идентичность: пределы политизации // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 25—27 сентября 2014 г.). — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. — С. 35—38. — ISBN 978-5-94981-183-2.
- Баркалов В. Я. Русский мир: ретроспектива в древность // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016. — № 8. — С. 15—20. — ISSN 2313-5182.
- Баркалов В. Я. Русский мир: ретроспектива в древность // Избранные произведения. — Барнаул: Си-пресс, 2016. — С. 108—114. — ISBN 978-1-326-84505-6.
- Батанова О. Н. Концепция русского мира: зарождение и развитие / Вестник Национального института бизнеса: Вып. 6. — М.: Национальный институт бизнеса, 2008.
- Батанова О. Н. Русский мир // Международная жизнь. — М., 2008. — № 11. — С. 109—117. — ISSN 0130-9625.
- Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования: диссертация … кандидата политических наук. — РАГС. — М., 2009. — 163 с.
- Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования: автореферат диссертации … кандидата политических наук. — РАГС. — М., 2009. — 23 с.
- Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования в современных условиях // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2009.
- Батанова О. Н. Русский мир как реальность и цивилизационный проект // Право и политика. — М.: НБ-Медиа, 2008. — № 12. — С. 3017—3021. — ISSN 2454-0706.
- Бильченко Е. В. Концепт «Русский мир» в контексте культурологии // Человек. Культура. Образование. — Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2012. — № 4 (6). — С. 5—15. — ISSN 2223-1277.
- Бочкова Л. В. Россия — Русский мир: выбор стратегии // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. — М.: Изд-во РГАЗУ, 2011. — № 11 (16). — С. 12—15. — ISBN 978-5-901240-56-4. Архивировано 4 октября 2015 года.
- Бочкова Л. В. Русский мир: концепция, смысл, пространство // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. — М.: Изд-во РГАЗУ, 2010. — № 11 (16). — С. 17—20. — ISBN 978-5-901240-45-8. Архивировано 1 июня 2011 года.
- Бубнова И. А. Цивилизационная матрица русского мира на переломных этапах истории страны // Вестник Бурятского государственного университета: Педагогика. Филология. Философия. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ им. Д. Банзарова, 2014. — № 10 (2). — С. 36—41. — ISSN 1994-0866.
- Гвоздев А. В. Русский мир в условиях цифровизации современного общества // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24—25 апреля 2018 г.) / под общ. ред. М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. — М.: Изд-во МПГУ, 2018. — С. 479—486. — ISBN 978-5-4263-0683-7.
- Джалагония В. Каков он, русский мир? // Эхо планеты. — 2009.
- Ишин А. В. Цивилизационное измерение Русского мира // Проблемы постсоветского пространства. — М., 2015. — № 3 (5). — С. 19—33. — ISSN 2313-8920.
- Кочеров С. Н. Русская идея как аксиологема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2006. — № 1 (5). — С. 541—547. — ISSN 1811-5942.
- Кочеров С. Н. Русский мир: проблема определения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2014. — № 5 (1). — С. 163—167. — ISSN 1811-5942.
- Кравченко П. П. Мир православный (национальная идея многовекового развития России). — М.: Филинъ, 2017. — 518 с. — ISBN 978-5-9216-0528-2.
- Кривопусков В. В. «Русский мир» как ориентир цивилизационной идентификации и социальной интеграции россиян: диссертация … кандидата социологических наук. — ЮФУ. — Ростов н/Д., 2016. — 196 с.
- Левшин Н. С. «Русский мир» в зеркале современной прессы // Российский академический журнал. — Ростов н/Д., 2011. — Т. 15, № 1. — С. 36—37. — ISSN 2221-9544.
- Немцев М. Ю. Пять тезисов о «русском» и о «Русском мире» // Интернет-журнал «ГЕФТЕР.РУ» (2017)
- Никонов В. А. Русский мир и русский язык // Русский язык за рубежом. — Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2007. — № 5 (204). — С. 112—114. — ISSN 0131-615X.[1]
- Петухов В. В., Бараш Р. Э. Русские и «Русский мир»: исторический контекст и современное прочтение // Полис. Политические исследования. — М., 2014. — № 6. — С. 83—101. — ISSN 1026-9487.
- Полоскова Т., Скринник В. Русский мир: мифы и реалии. — М.: 2003.
- Столяров А. М. Русский мир // Нева. — 2004. — № 3.
- Сычёва Л.Русский язык, русская культура, русский мир. (недоступная ссылка) // РФ сегодня. — 2007. — № 14.
- Тишков В. А. Русский мир // Российский народ: история и смысл национального самосознания. — Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2013. — С. 519—618. — ISBN 978-5-02-037562-8.
- Тишков В. А. Русский мир: смысл и стратегии // Стратегия России. — М.: Фонд «Единство во имя России», 2007. — № 7. — С. 5—15.
- Фатющенко В. И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: курс лекций. — МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Гнозис, 2009. — 316 с. — ISBN 978-5-94244-026-8.
- Фокина А. В. К вопросу о Русском мире // Записки философского факультета Орловского государственного университета. — Орёл: Изд-во ОГУ им. И. С. Тургенева, 2014. — № 1 (1). — С. 1—8.
- Шалимова Н. А. Русский мир А. Н. Островского. Ярославль: 2000. — С. 15.
- Marlène L. The «Russian World»: Russia’s Soft Power and Geopolitical Imagination (англ.). — Washington: Center on Global Interests[en], 2015. — 29 p.
- O’Loughlin J., Toalb G., Kolosov V. Who identifies with the «Russian World»? Geopolitical attitudes in southeastern Ukraine, Crimea, Abkhazia, South Ossetia, and Transnistria (англ.) // Eurasian Geography and Economics[en]. — Taylor & Francis, 2016. — Vol. 57, no. 6. — P. 745—778. — ISSN 1538-7216.
- Tiido A. The «Russian World»: the blurred notion of protecting Russians abroad (англ.) // Polski Przegląd Stosunków Międzynarodowych. — Warszawa: Uniwersytet Kardynała S. Wyszyńskiego, 2015. — No. 5. — S. 131—151. — ISSN 2300-1437.
- Valliere P. Change and Tradition in Russian Civilization. — 2nd Ed. — Westland, Mich.: Hayden-McNeil Pub[en], 1995. — 138 p. — (Change and Tradition: Cultural and Historical Perspectives). — ISBN 978-1-57182-075-4.
Ссылки
В Викисловаре есть статья «русский мир» |
- Григорий Миронов «Россия, Белоруссия и Подкарпатская Русь — ЭТО и есть Святая Русь»
- Статьи о Русском мире на сайте «Русский архипелаг»
- Сайт проекта «Русский мир на Украине»
- Литературная премия «Молодой русский мир» // Новая литературная карта России, 16.10.2007
- Русский Мир. Центр дистанционного обучения Архивная копия от 13 сентября 2018 на Wayback Machine
- Статьи о Русском мире в Центральной Азии на сайте «Русские в Азии»
- VI Ассамблея Русского мира, 3 ноября 2012 года. Москва, Колонный зал Дома союзов. Подиумная дискуссия «Год российской истории» Стенограмма
- Нужен ли русский язык новым независимым государствам? Москва, 29 февраля 2008 года Материалы конференции
- Русский мир — смыслы и ценности. Стенограмма круглого стола в Институте философии РАН, 18 марта 2010 года Запись (недоступная ссылка)
- Ростислав Ищенко. Русский мир и национальный вопрос. — Эксперт, 2014.
- Щедровицкий П. Г. Русский мир. Возможные цели самоопределения // Независимая газета. — 14 февраля 2000.
[показать] Ирредентистские движения в мире |
---|
Навигация
- Вы не представились системе
- Обсуждение
- Вклад
- Создать учётную запись
- Войти
Поиск
Участие
Инструменты
- Ссылки сюда
- Связанные правки
- Служебные страницы
- Постоянная ссылка
- Сведения о странице
- Цитировать страницу
Печать/экспорт
В других проектах
На других языках
Война или так названная «спецоперация» оправдывается именно понятием «русский мир». Дескать он в опасности и потому нуждается в активной защите
Удивительно. Еще никогда войны не начинались для того чтобы защитить тот или иной этнос. Но вот, по — Путину это все-таки случилось. На самом же деле В.В.П. ставит перед собой иные задачи, чем реальная защита русских на Донбассе и Луганщине.