В Киеве продолжается противостояние духовенства Украинской православной церкви и украинских властей: чиновники предлагают монахам выселиться из Киево-Печерской лавры, старейшего монастыря Украины. Те это делать отказываются и даже угрожают президенту Украины «карой божьей». Почему у украинских властей большие претензии к монахам УПЦ (Украинской православной церкви), насколько тесно эта церковь связана с Русской православной церковью? И что будет с монахами после выселения? Настоящее Время задало эти вопросы украинскому религиоведу, доктору философских наук Людмиле Филипович, профессору Института философии имени Г. С. Сковороды Национальной академии наук Украины. Также мы поговорили с ней о том, почему РПЦ и ее лидер патриарх Кирилл одобряют войну, которую Кремль ведет в Украине, и к чему этот церковный милитаризм приведет.
«УПЦ ни автономная, ни автокефальная: она в материнско-дочерних отношениях с РПЦ»
– Почему власти Украины считают УПЦ Московского патриархата угрозой для национальной безопасности?
– Потому что она такой и является в силу того, что до сих пор эта церковь себя не вписала в ту реальность, в которой сейчас находится Украина. А эта реальность очень простая: она определяется словом «война». И теперь мы можем в этой церкви видеть определенный инструмент, который достаточно мудро и успешно используется Россией, именно политической властью России, для достижения своих милитаристских целей.
Почему-то ни одна другая церковь в Украине не породила такое количество коллаборационистов, такое количество изменников Родины, сколько мы имеем именно из этой среды – Украинской православной церкви. Я знаю, что на сегодня собран материал и передан в суд, открыто около 50 дел, которые будут иметь свое продолжение.
Это конкретные случаи, в которых обвиняются представители этой церкви, в основном это священники этой церкви в восточных и южных регионах Украины.
Служба безопасности Украины закончила обыски в епархиях УПЦ (МП): у священников находили российские паспорта и прокремлевскую литературу
Они не просто сотрудничали. Там священники не просто так благословляли. Они составляли списки бывших участников АТО, составляли списки тех людей, которые занимали ответственные позиции в местных органах власти, списки учителей украинского языка, украинской литературы или истории. То есть их руки – в крови тех людей, которых они предали. Хотя мы прекрасно понимаем, что это абсолютно противоречит любым христианским принципам и любым христианским требованиям.
– Я бы хотел продолжить, поговорить о роли именно УПЦ Московского патриархата. Они вроде бы официально открестились от Московского патриархата. Как вам кажется, все-таки насколько они находятся под влиянием Москвы и насколько активно велась работа по распространению так называемого русского мира в приходах УПЦ?
– Я являлась членом той рабочей группы, которая была создана для того, чтобы провести экспертизу нового, обновленного устава Украинской православной церкви. Мы очень внимательно изучили этот документ. И хочу сказать, что да, механически любые упоминания о принадлежности к Московскому патриархату из этого документа извлечены. Но при этом ни единого раза не упоминается в этом документе, что эта церковь украинского народа, что она действует на территории Украины! А этот устав является рабочим документом, фактически конституцией для деятельности Украинской православной церкви.
И когда мы углубились в изучение устава этой церкви, то мы увидели, что неупоминание Московского патриархата не говорит о том, что он там не присутствует своим духом. В грамоте Алексия II, которую получил Украинский экзархат Русской православной церкви, митрополит Филарет на своеобразную автономию в управлении этой церковью, абсолютно четко говорится, что связь с иными православными церквями осуществляется исключительно через Русскую православную церковь. Это – открытое явное прямое подтверждение того, что УПЦ (МП) не является ни автономной, ни автокефальной, что она все равно находится в родственных, материнско-дочерних отношениях с Русской православной церковью.
«Это наш дом! Мы не коллаборанты!» Монахи Киево-Печерской лавры отказываются выселяться по требованию властей Украины
Кроме того, мы изучали и другие документы. Например, то, что предстоятель Украинской православной церкви является членом Синода Русской православной церкви, а многие клирики Украинской православной церкви входят в разнообразные структурные подразделения Русской православной церкви. То есть много таких есть подтверждений, аргументов, которые свидетельствуют о том, что ни структурно, ни канонически, но, самое главное, ментально члены этой церкви, особенно руководство, от РПЦ не освободились.
И сложно себе представить, как можно разорвать эти отношения, когда ты, например, являешься воспитанником московских духовных школ. Когда все твои сокурсники, все твои друзья до сих пор находятся в России или в Санкт-Петербурге. Эти отношения, мне кажется, сохраняются до сих пор. Они поздравляют друг друга с праздниками, с днями рождения и так далее. Так называемые синодалы, то есть руководители этой церкви, – это люди уже достаточно преклонного возраста, которые являются продуктом именно той общей советской системы духовного воспитания, которое разрешено было советской властью по отношению к Русской православной церкви.
Сейчас рождается новое поколение священников, и оно уже приходит постепенно к управлению этой церковью: это тридцатилетние-сорокалетние священники. Они уже за тридцать лет выросли в независимой Украине, и ясно, что у них совершенно другое отношение к Московской патриархии. Но до сих пор ее влияние осуществляется, оно присутствует, и признаки этого влияния были обнаружены в результате тех действий, которые предприняла Служба безопасности Украины, когда походила по монастырям, поинтересовалась той литературой, которая распространялась, которая присутствует в библиотеках и их храмах.
– Священники УПЦ заявляли, что эту литературу им во время обысков подбросили…
– Я вам расскажу более, я сейчас нахожусь в обычном украинском селе, где построен храм и присутствует община Украинской православной церкви. Богослужение тут осуществляется на церковнославянском языке, а проповедь идет на суржике, на ломаном русско-украинском. А вот вся литература, которую я нашла в библиотеке этого храма на полке, – русскоязычная. Там одна-единственная книжка была на украинском языке: она рассказывала о вреде раскола и о вреде митрополита Филарета Денисенко. Вот эта книжка была написана на украинском языке! А все остальное – абсолютно русскоязычное.
И что мы читаем в такой литературе? Естественно, там изложена историософия исключительно Русской православной церкви. И вся концепция далека от украинских представлений, о том, где была крещена Русь, кто стал теми первыми христианами в речке Почайне (Почайна – река, с которой началось историческое крещение Киевской Руси – ред.), как дальше развивались события. Мы видим, что в течение достаточно длительного периода навязывалась эта идея «русского мира». Может быть, не так ярко и так явно, но за последние тридцать лет по той литературе, которую мы анализируем, мы можем сказать, что «русский мир» тут процветал. Даже на уровне таких обычных сельских парафий, где я сейчас пребываю.
«Тварь, б***! Приехали меня убивать, русский мир!» Жители Максимовки в Николаевской области 8 месяцев жили под оккупацией России
И ничего, кстати, не изменилось с момента начала острой фазы войны, то есть с 24 февраля 2022 года: как стояла эта литература на этих полках, так она и стоит. Единственная у меня надежда – на то, что народ не очень читает и не очень любит читать, просто там стоит и стоит эта литература. Хотя вы же понимаете, что, может быть, какой-то один человек нашелся, прочитал. И какой литературе он будет верить? Той, которая находится в церкви.
«Лавра не принадлежит УПЦ и РПЦ. Нужно было восстановить историческую справедливость»
– Я хотел бы спросить вас по ситуации вокруг Киево-Печерской лавры. Вы недавно заявили, что в первую очередь это место, куда приходят люди на молитву, это общий дом для верующих и он не может быть собственностью какой-то одной конкретной церкви. Как вам кажется, как завершится этот конфликт?
– Я прочитала обнадеживающую новость о том, что назначен исполняющий обязанности наместника Киево-Печерской лавры новый человек от Православной церкви Украины. Это архимандрит Аврамий, который имел большие проблемы с руководством, то есть с митрополитом Павлом Лебедем. Он обратился к предстоятелю Православной церкви Украины Епифанию и принял личное решение, я считаю, смелое и непростое: перейти в ПЦУ. И он обратился к братии со своим словом. Мне кажется, такое очень хорошее обращение, конструктивное. В этом я вижу знак все-таки снятия напряженности, потому что никто не знал, чем завершится противостояние государства, Киево-Печерского заповедника и монастыря.
Но теперь ясно, что монахам предоставлена возможность присоединиться к новоназначенному наместнику, который сейчас просто исполняет обязанности. То есть это приведет, конечно, к расколу монашеской братии, но надо делать выбор, потому что дальше так продолжаться не может.
«Никакого запасного аэродрома и плана Б у монахов нет». На что надеется духовенство, не желающее выселяться из Киево-Печерской лавры
Мне известно, что бывший наместник Киево-Печерской лавры, митрополит Павел Лебедь выехал с территории Киево-Печерской лавры и вывез оттуда все свое имущество. Благо ему есть куда это вывезти: есть у него таки достаточно большой и хороший добротный дом, человек не останется на вокзале или у ворот, под стенами Киево-Печерской лавры, не замерзнет.
Посмотрим, как братия отреагирует на это назначение, насколько авторитетным окажется новоназначенный наместник Киево-Печерской лавры, но ситуация непростая. То, что лавра не принадлежит Украинской православной церкви, а через нее и Русской православной церкви, – это абсолютно очевидно. Нужно было восстановить историческую справедливость. И я думаю, что она восстановлена тем, что разорван договор о бесплатной и бессрочной аренде.
Пришло время, когда власть вспомнила, что она украинская власть и что она сейчас защищает Украину на фронтах. И нельзя допустить присутствия силы, которая работает против Украины, которая единственным врагом для себя обрела именно украинское государство, украинский народ. И понятно, что история не завершена, она будет иметь продолжение в тех судебных исках, которые уже подали представители Украинской православной церкви. Будем надеяться, что все-таки суд у нас справедливый и примет правильное решение.
«РПЦ превращается в агрессивную религию, которая освящает, сакрализирует войну»
– Я хочу переключиться с УПЦ на РПЦ и спросить: насколько характерен милитаризм для современных религий, в частности для православного христианства?
– Вы хотите узнать, как обстоят дела во всех православных церквях, или вас интересует только Русская православная церковь?
– В первую очередь меня интересует, конечно, же Московский патриархат и роль патриарха.
– Анализируя те метаморфозы, которые переживает Русская православная церковь, особенно в современный период, т.е. с начала российско-украинской войны, мы можем сказать, что московское православие становится все более, как вы сказали, милитаризованным. И мы понимаем, с чем это связано. Это связано с тем, что в России невозможно свободное существование церкви без влияния государственного аппарата, без влияния политики государства.
Поэтому: каков политический бомонд, такой же самый и по своему направлению должен быть руководящий состав Русской православной церкви и идеи, которые проповедуются этим руководящим составом.
Современная Россия ведет сегодня борьбу и войну со всем абсолютно миром: я имею в виду цивилизованный западный мир, который в представлении россиян является врагом российской цивилизации. Поэтому, я думаю, только будет нарастать вот эта степень, уровень этой милитаризации, что проявляется в каких-то таких внутренних, скажем, концепциях, идеях, которые проповедуются.
Суд оштрафовал на 40 тысяч рублей краснодарского священника за «дискредитацию» российской армии во время проповеди
Какие внешние проявления этого мы видим?
Во-первых, строительство известного военного храма в Подмосковье – это очень яркая демонстрация того, что изменяется сама суть христианства. Того, что эта религия из миросозидательной (это основное предназначение христианства) превращается в такую воинствующую, очень агрессивную религию, которая освящает войну, ее сакрализирует, представляя ее как священную войну, которая борется со вселенским злом. Представляет это так, что сегодня только россияне и Русская православная церковь стоят на страже мира, на страже справедливости, на страже истины и только они являются единственными правильными исповедниками христианского вероучения.
Во-вторых, священники РПЦ принимают прямое участие в военных действиях. Мы неоднократно видели, например, тех же священников, которые в руках держат оружие, что, мне кажется, запрещено самим пацифистским духом христианства: