Официальный герб России.

Официальный герб Эстонской Республики

Россия — президентская страна. Не парламентская.
Эстонская Республика — парламентская страна.
В России президент сосредоточил в своих руках все уровни власти. В Эстонской Республике парламент имеет законодательную власть. Однако, у президента страны есть право вето на принятие того или закона. Другими словами — есть правовой арбитр. Или, гарант конституционного права. Последние события вокруг РПХЦ в Эстонии — этому свидетельство. Президент Эстонии Андрес Карис в очередной раз не подписал поправки к Закону о Церквах и приходах.
В России РПЦ Москвовского Патриархата тесно вплетена в государственную систему. Церковь представлена во всех учреждениях, в армии. В государственной службе. В Эстонии РПХЦ не представлена ни в армии, ни в государственных учреждениях. Однако, предмет религиоведения можно встретить в школе как факультатив. И, сугубо на добровольных началах. Можно пригласить священника и в тюрьму. И все бы хорошо, но РПЦ Московского Патриархата стала преследоваться. На политическом уровне считается что РПЦ МП поддерживает режим Владимира Путина в СВО в Украине. На самом же деле, не правильно ставить знак равенства между Гундяевым — Путиным — и православными верующими. Подавляющее большинство против войны в Украине. Разумеется, против войны выступают и прихожане и клирики Русской Православной Христианской Церкви Эстонии. Именно поэтому нельзя видеть в них желание и способность нанести вред «национальной безопасности» Эстонии.
Национальная безопасность
Понятие. Вполне мало понятное. Видимо в условиях многонационального государства следует говорить о коллективной безопасности. Для всех, кто населяет территорию Эстонии.
Церковь — как общественная организация — состоит из представителей различных национальностей. Русские. Эстонцы. Украинцы. И многие другие. И все они имеют право осуждать СВО . И его главного вдохновителя Владимира Путина.
В свое время я предложил ему приостановить свое членство в Русской Православной Церкви. Однако, скорее всего, мое письмо не дошло до адресата. Я считал и считаю, что президент страны не имеет право быть членом какой-либо религиозной деноминации, так как необходимо быть президентом для всех верующих. Именно так можно быть независимым арбитром в вопросах религии и атеизма.
Церковная ситуация в Украине
куда сложнее чем в Эстонии или России. Но и там есть оппозиция к Церкви и Государству. Только вот оппозиционная деятельность в России и Украине — приводит верующих людей к политической тюрьме. В Эстонии не известны случаи политического преследования за религиозные убеждения. Хотя и православных верующих в тюрьмах Эстонии хватает.
В Украине же насчитываются сотни верующих, которые оказались в тюрьме по антивоенным убеждениям. А также за антигосударственную критику правительства. Именно она своими антиконституционными решениями и законами внесла внутренний раскол в Православную Церковь Украины. Чего нет в Эстонии. Однако, могло быть. Отступи от канонов Церкви.
«Русский мир» в Украине и Эстонии
— целевая государственная программа. Включает в себя и так называемую русскую церковь. И все бы хорошо, но Программа стала объектом пристального внимания специальных органов. Считалось что через программу финансируются различные культурные мероприятия и правозащитные проекты. Так оно и есть. Но, под крышей «Русский мир» стали искать «плохих», которые де могут представлять опасность для «национальной безопасности» В действительности общественные организации соотечественников не представляют общественной опасности для кого-либо. Но в реальности, как в Украине, так и в Эстонии под «удар» парламентариев попали национальные Церкви. И в одном, и в другом случаях, конфликт интересов не разрешен. Нам остается только следить за развитием событий.
Юрий Мочилин
Религиовед