Министерство лесного хозяйства Красноярского края хочет через суд забрать часть земли у общины Виссариона. Власти считают, что «Церковь последнего завета» нарушила договор: лесные участки выделялись для осуществления религиозной деятельности, а ведомство выявило на этой территории незаконные постройки. Заседание суда пройдет 4 декабря. Это уже второе разбирательство в суде по поводу общины Виссариона. До этого прокуратура Красноярского края потребовала исключить «Церковь последнего завета» из списка религиозных организаций. Ее лидера Сергея Торопа (Виссариона) и его ближайших соратников задержали в конце сентября. Корреспондент RTVI Михаил Шептун отправился в Красноярский край, чтобы выяснить, как живут виссарионовцы без своего учителя.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В главном поселении общины Виссариона — Обители Рассвета — колокола звонят пять раз в день. Одновременно с главной звонницы, с вершины горы и в центре города.

Веселин Даов, житель общины Виссариона: «Это молитва. Это как напоминание. Все мы, сограждане, в этот момент останавливаются. Они творят молитву».

Ежедневное таинство чаще всего доверяют Веселину Даову. О Последнем Завете — новом религиозном учении, он узнал 20 лет назад дома, в Болгарии. Теперь его дом в России, в 500 километрах от Красноярска.

Веселин Даов, житель общины Виссариона: «Искренне верили, что там, в Болгарии, успеем построить тоже что-то типа общины, по подобию того, что здесь, в Сибири, уже было. Но оказалось, это непростое действие. После того, как убедился, что живое присутствие учителя является сплачивающим, момент, который как магнит всех объединяет, я почувствовал, что надо переезжать».

До переезда из Болгарии Веселин работал архитектором. Профессиональные навыки пригодились на новом месте. В Обители он проектировал дома для единоверцев. А начали строить Обитель Рассвета почти 30 лет назад. В 1991 году бывший инспектор ГАИ Сергей Тороп взял себе греческое имя Виссарион, что означает «лесной», и вскоре повел своих последователей в тайгу, в предгорье Западных Саян. С этого времени люди здесь живут согласно его учению, а поселение разрослось почти до 100 домов. От центра с Символом Веры отходят лучи-улицы.

Один из лучей ведет на склон горы. Это место здесь называют хутор. Тут располагается дом самого учителя — Виссариона. Но после случившегося к нему уже не пройти. Прессу сюда не пускают. 22 сентября прямо над двором завис вертолет со спецназом.

В то утро в Обитель Рассвета прилетели сотрудники ФСБ и следователи. Похоже это было больше на войсковую операцию с экипированными бойцами и колонной автозаков.

Александр Староверов, житель общины Виссариона: «Все в этот момент шли на службу в праздничных одеждах. Я прибежал сюда, здесь уже было оцепление везде. И как раз я начал снимать. Попытался пройти немножко туда за цепочку, но прошел метров 20, а потом мне сказали, что дальше идти не нужно».

Когда в домах жителей шли обыски и допросы, лидеров общины уже пересаживали в другой вертолет, на котором отправили в Новосибирск. Там суд арестовал на два месяца самого Виссариона, его пресс-секретаря Вадима Редькина (в прошлом участника группы «Ласковый май») и директора общинной школы Владимира Ведерникова.

Те, кто поверил в Последний Завет, не допускают мысли, что Виссарион может быть обычным человеком. Последователи и в задержании своего учителя увидели знамение.

Галина Тараканова, жительница общины Виссариона: «Обычно учитель не говорит так напрямую: „Я Христос‟. Нет, он говорит: „Я — слово Бога‟. Но что это означает, каждый понимает по-своему. Я поняла, что это Христос. Я понимаю, конечно, что для него это испытание. Если раньше распяли физически, сейчас распинают психологически».

 

Виссарион 

Основатель «Церкви последнего завета» Виссарион (Сергей Тороп) в поселении «Обитель Рассвета» неподалеку от деревни Жаровск Курагинского района
Фотография: Александр Рюмин / ТАСС

 

 

Галина — одна из тех, кто живет в самой Обители Рассвета. Сейчас в поселении около 350 человек. Но всего последователей Виссариона насчитывают около пяти тысяч.

Большинство виссарионовцев живут в деревнях вдоль реки Казыр. От нее до главной святыни — Обители Рассвета — около 40 километров. Сама река для местных уникальна. Говорят, что пить воду можно прямо так — из течения. Ее даже не кипятят.

Добраться до общины непросто. Ближайший аэропорт в столице соседней Хакасии — Абакане. Оттуда еще четыре часа езды на машине, асфальт заканчивается где-то на полпути. Но деревни от цивилизации не отрезаны. Здесь работают соцучреждения, почта и магазины. Чего, кстати, нет в самой Обители.

Михаил Шалунов приехал в Красноярский край из Санкт-Петербурга. Здесь научился новому ремеслу: в общине он пекарь. Часть домашнего хлеба развозит по заявкам сам, остальное можно купить в местных магазинах.

Михаил Шалунов, пекарь: «Жизнь на земле, тайгу эту осваивали, ремесла, которые мы тут осваивали, семью, дом построить — всему этому нужно было учиться. Это все за эти годы произошло. И мы делали это совместно. У меня, скажем, всегда висел вопрос: ради чего я вообще приехал и какая у меня была цель? И сейчас мы пришли к такому моменту, что эти дни настали. Можно сказать, что мы готовились к этому и вот».

В своих проповедях Виссарион называл несколько дат конца света: в 95-м, 97-м, 2000-м. Последняя была в 2007 году. Армагеддон все не наступал, и ожидание превратилось в игру-зарницу. Сергей Тороп убеждал последователей, что все это проверка. Люди запасались, больше погружались в Последний Завет, но главным в подготовке было научиться жить обособленно от мира, полностью обеспечивая общину.

Михаил Шалунов, пекарь: «Если бы мы сюда не приехали, то этот край бы просто затух, многие деревни просто бы перестали существовать».

Обитель рассвета 

Вид на поселение «Обитель Рассвета» Фотография: Александр Рюмин / ТАСС

 

Деревни, где живут последователи Виссариона, с первого взгляда выгодно отличаются от привычной российской глубинки. Здесь есть свой симфонический оркестр, растет население, треть которого — несовершеннолетние. Но дети общинников учатся отдельно от детей коренных жителей. После задержания Владимира Ведерникова у школы «Истоки» появился новый директор. К Ведерникову у следствия вопрос: куда шли государственные субсидии? Школа хоть и частная, но на госпрограмму выделялись бюджетные деньги.

Станислав Казаков, директор общинной школы «Истоки»: «У нас программы все лицензированы, школа аккредитована. Без этих двух понятий мы не могли бы выдавать удостоверения об окончании начальной школы, общей школы и средней школы. В этом году, например, у нас две девочки закончили с золотой медалью 11 класс. Они отлично сдали ЕГЭ, поступили в институт».

В деревне Черемшанка виссарионовцы строят свой храм. Делают это на добровольные пожертвования, поэтому, по их словам, и строят уже пять лет. А работ по внутренней и внешней отделке еще много.

Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Это просто обычное место, где люди собираются и творят молитвы Богу».

Религиоведы отмечают, что в секте Виссариона молятся самому учителю. На протяжении 30 лет Сергей Тороп изменял свое учение. А еще до того, как взял себе новое имя, начинал с увлечения уфологией, рассказывая на красноярском телевидении о контактах с инопланетянами.

Игорь Иванишко, судебный эксперт-религиовед: «Сам Тороп своеобразно толкует священное писание Ветхий и Новый Завет. Например, он говорит о 14 апостолах, а не о 12. Он указывает на то, что воскресение Иисуса Христа было не на третий день. Также видим элементы неоязычества, когда мы видим, что в его экопоселении возникают такие символы: на рубашках так называемых апостолов очень интересные рунические символы. Также мы видим его увлечение реинкарнацией, что отрицается христианством, но воспринимается многими восточными практиками».

Cвященник «Церкви последнего завета» Сергей Чевалков демонстрирует символ трех религий после службы Фотография: Александр Рюмин / ТАСС