«АК+» выясняла, что будет с приходами, имуществом и самими верующими ЭПХЦ

3

Фото: ERR

Эстонская православная христианская церковь должна разорвать связи с патриархом Кириллом – этого требует государство после принятия парламентом нового закона. Что будет с приходами, имуществом и самими верующими, если церковь не намерена пересматривать свои канонические отношения с Москвой, выясняла «Актуальная камера +».

На этой неделе парламент принял в третьем чтении закон о церквях и приходах. Это означает, что Эстонская православная христианская церковь должна будет приостановить свою деятельность. Что это означает на практике?

Рийгикогу 60-ю голосами «за «и 13-ю «против» в среду, 16 апреля, принял закон, который запрещает деятельность религиозных организаций, подчиняющихся структурам или лицам, представляющим угрозу национальной безопасности. По сути, речь идёт о том, чтобы вынудить Эстонскую православную христианскую церковь (ЭПХЦ), которая еще в марте называлась Эстонской православной церковью Московского патриархата, пересмотреть свои связи с Москвой и патриархом Кириллом. Прежние попытки МВД договориться с церковью полюбовно провалились. После вступления закона в силу у церкви будет два месяца, чтобы привести свой устав и всю деятельность в соответствие с новым порядком.

«Если суд примет решение о прекращении деятельности церкви или прихода, организация будет удалена из регистра. Приходы останутся, здания тоже, таинства проводить можно. Но самой церкви, как юридического лица, больше не будет. Более того, если церковь будет ликвидирована, всё её имущество перейдёт государству. А уже государство будет решать, что с этим делать. Скорее всего, вернёт русским православным» – говорит председатель фракции СДП в Рийгикогу Лаури Ляэнеметс.

Фактический управляющий Эстонской православной христианской церкви епископ Тартуский Даниил говорит, что церковь намерена добиваться отмены закона.

«Во-первых, президент должен сказать свое слово. Или канцлер права проверит, насколько есть соответствие с конституцией. И когда закон примут, будем всеми законными средствами стараться найти то понимание, которое у нас сейчас есть – что мы ничего не делаем ничего противозаконного. Мы считаем, что то, что какие-то канонические связи бывают через границы, это само по себе не представляет никакой опасности», – пояснил епископ Тартуский, викарий Таллиннской епархии ЭПХЦ Даниил.

В президентской канцелярии в тот же день, когда был принят закон о церквях, напомнили о первоначальной позиции президента.

«Президент не раз подчеркивал: если предпринимается какой-то шаг во имя укрепления безопасности Эстонии, то необходимо быть уверенными, и зачастую это требует исследований, действительно ли этот шаг приведет к росту безопасности. Аргумент безопасности не должен использоваться как предлог. Мы не должны принимать меры, которые на первый взгляд кажутся полезными, но на деле не приносят пользы», – отметил советник президента Эстонии Хент-Рауль Кальмо.

Новый министр внутренних дел Игорь Таро говорит, что службы и церковные таинства никто запрещать не будет, поскольку только зонтичная организация – Эстонская православная христианская церковь – имеет в своем уставе пункт о подчинении Московскому патриархату. Приходы же являются автономными юридическими лицами, в уставах которых не прописано подчинения кому бы то ни было. И то, что на этой неделе приходам разослали новый устав, в котором, как написали СМИ, ограничивается их автономия, вызывает в МВД опасения.

«Приходы на данный момент являются автономными юридическими лицами, автономными общинами. И мы, конечно, с озабоченностью наблюдаем эту информацию, которая в СМИ прошла, что якобы Московский патриархат пытается ограничить свободу приходов в будущем, пытается ограничить их свободу в решении. Это всем верующим надо понимать, что сейчас эти приходы являются автономными. И в случае, если эта зонтичная организация оказывается вне правового поля, то их в данный момент это не касается», – пояснил министр внутренних дел Игорь Таро (Eesti 200).

Даниил говорит, что это простое обновление уставов, которые были приняты приходами более 20 лет назад. Плюс поменялось название церкви. Спешку в принятии новых уставов Даниил объясняет нехваткой времени: впереди страстная неделя и Пасха. А там уже надо собирать всеобщий собор и решать, что делать с церковью в новых условиях.

«Высказывалась мысль, что у приходов отнимается такая возможность. Я думаю, что мы можем посмотреть на любой приход любой конфессии в Эстонии, и я очень сомневаюсь, что мы где-нибудь найдем такую позицию, что приход может поменять свою юрисдикцию. То есть это не является естественным шагом для любого прихода. И в старом уставе у нас нигде не было сказано, что приход может поменять свою юрисдикцию», – отметил епископ Даниил.

Эстонская апостольская православная церковь готова принять тех православных и их приходы, которые сейчас находятся под управлением Московского патриархата, в свою Константинопольскую юрисдикцию. И автокефалию новый закон дозволяет, но епископ Даниил говорит, что разорвать канонические связи с Москвой невозможно.

Министр внутренних дел надеется, что приходы останутся независимыми юридически даже под угрозой закрытия основной организации. От ответа, что будет в ином случае, он ушел.

«Будем надеяться, что это так и останется, чтобы у приходов была свобода деятельности. Тогда это гарантирует, что приходы могут свободно дальше действовать. А потом эти приходы будут сами решать в ситуации, если вышестоящая структура их подведет, что они будут делать, как они будут из этого вопроса выходить. Как я сказал, в совете церквей этот вопрос обсуждался», – сказал Игорь Таро.

Расстояние между зданиями Министерства внутренних дел и Эстонской православной христианской церкви всего несколько сотен метров. А вот в понимании вопроса – гигантская пропасть. Смогут ли два этих учреждения договориться, неизвестно.

Вице-президент Совета церквей Филипп Жордан уверен, что русские православные традиции в Эстонии сохранятся.

«Православие в Эстонии и русское православие тоже, русская традиция не исчезнут в нашем обществе. Я реально думаю, что православие здесь в Эстонии не под угрозой. И не будет под угрозой. Никто не будет закрывать православные храмы», – считает вице-президент Совета церквей, епископ Римско-Католической церкви Филипп Жордан.

А пока представители ЭПХЦ ищут поддержки за океаном. Церковь подала официальное заявление в Комиссию США по международной религиозной свободе, в котором призвали отреагировать на закон, который сами священнослужители называют дискриминационным.

Редактор: Надежда Берсенёва

от Юрий Мочилин

Родился в Таллинне. Живу и работаю в Таллинне. Член партии Коос-Вместе. Журналист. Религиовед. Правозащитник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.