Алексей Навальный (04.06.1976–16(?).02.2024). Мы не сдадимся |
Адвокаты, команда и семья подтвердили сообщение о гибели Алексея Навального в заполярной колонии №3 в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.
Больше полутора десятилетий Навальный был главным российским оппозиционным политиком, самым последовательным врагом путинского режима, надеждой для многих в стране и мире, символом мужества и борьбы за другое будущее для России — в этой борьбе Навальному и его команде удалось объединить миллионы людей.
17 января 2021 года Алексей Навальный принял историческое решение и прилетел в Москву из Германии, где лечился после попытки убийства российскими спецслужбами. Навальный бросил вызов преступному режиму и собственным убийцам, отстаивая политические свободы граждан России — и был арестован. Три года Алексея Навального содержали в пыточных условиях.
Вторая попытка убийства удалась.
Мы знаем и помним, что во время войны российская власть убивает людей каждый день. Алексей Навальный отдал жизнь за свободную и демократическую Россию, безопасную для ее соседей и для собственных граждан. У нас нет выбора — мы не сдадимся, мы продолжим борьбу.
Иллюстрация Лили Матвеевой. |
Заявление Международной ассоциации Мемориал |
«Смерть Алексея Навального — трагедия не только для его семьи, его друзей и соратников, но для всех, кто желает, чтобы Россия стала демократическим государством, не представляющим угрозу для окружающего мира, желает прекращения войны и вывода российских войск из Украины.
Его смерть — еще одно преступление путинского режима, за которое виновные должны понести наказание. Лучшее, что мы можем сделать сейчас, это вспомнить ответ Алексея Навального на вопрос, какое напутствие он оставит единомышленникам, если его убьют: «Не сдавайтесь!»».
Полностью заявление можно прочитать на русском, английском, итальянском, немецком, польском, французском и чешском языках. |
Заявление Совета ЦЗПЧ Мемориал |
«Власти России — начиная с чиновников ФСИН, создававших пыточные условия содержания, прокуроров и судей, фабриковавших бесконечные уголовные дела, заканчивая руководством страны во главе с Владимиром Путиным — несут ответственность за убийство Алексея Навального.
Мы не знаем реальных обстоятельств смерти Навального. Какими бы они ни были, это не несчастный случай. Это политическое убийство. Алексей больше не может постоять за себя и за всех нас. Дальше только мы сами. Мы — российское гражданское общество — будем добиваться эффективного расследования и огласки обстоятельств смерти Навального. Семья Алексея имеет право знать правду. Российское общество имеет право знать правду. Убийцы должны понести ответственность.
Навальный не боялся, и мы не должны.
Мы скорбим вместе с семьей и близкими Алексея Навального, выражаем соболезнования всем его соратникам, всем, кто его поддерживал.
Мы требуем немедленного освобождения сотен политических заключенных, чьи жизни находятся в смертельной опасности, поскольку всецело зависят от произвола режима. Политические репрессии и убийства не спасали правящие режимы в России прошлого — не спасут и теперь». |
Заявление проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» |
Алексей Навальный с 2021 года был в списке политзаключенных Мемориала. Наши коллеги из проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» заявляют:
«Нет никаких оснований доверять официальной версии гибели Алексея, но независимо от конкретных обстоятельств это именно спланированное убийство. Алексей не должен был находиться ни в ШИЗО, ни в колонии в Харпе, ни вообще, в неволе, он не должен был быть отравлен в 2020 году. В этих преступлениях виновны как лично Владимир Путин, так и его соучастники, нижестоящие организаторы и исполнители.
Мы уверены, что они должны ответить и ответят за это убийство. Мы требуем от российских властей незамедлительной передачи тела Алексея Навального его семье, проведения независимого расследования его гибели».
Читайте заявление полностью на сайте. |
ОВД-Инфо запустили генератор обращений в СК РФ |
Наши друзья и партнеры, правозащитный проект ОВД-Инфо, также выступили с заявлением по поводу убийства Алексея Навального. А еще они запустили генератор обращений в Следственный комитет с требованием выдать тело Алексея Навального его семье.
Государственные органы пытаются скрыть подлинную причину его смерти, говоря то о тромбе, то о «синдроме внезапной смерти», а теперь утверждая, что им необходимо провести экспертизу. Очевидно, что вместо реальной проверки они хотят спрятать следы своих преступлений.
Заполните обращение на портале, это безопасно и занимает всего две минуты! |
Мемориалы в память об Алексее Навальном в России |
После появления сообщений о гибели Алексея Навального по всей России стали приносить цветы к памятникам жертвам советского террора. В Москве цветы несли к памятнику «Москвичам, погибшим в гулаге», к мемориалу на Немцовом мосту и к другим памятникам, но больше всего людей приносили и продолжают приносить цветы к Соловецкому камню на Лубянке.
К вечеру пятницы полиция перестала пускать людей с записками и свечами или без цветов к камню, а очередь выстроилась на несколько десятков метров. Пришедшим без цветов, доброжелатели раздавали цветы. На выходе из метро появился листок с большой буквой Н, многие в переходе несли гвоздики. В какой-то момент полицейские в мегафоны попросили всех разойтись, поскольку на площади «не проводилось никакого мероприятия». Большинство людей остались и полиция стала пускать всех с цветами к камню, чтобы те «быстрее покинули территорию».
Почти все стихийные мемориалы в память об Алексее Навальном в России появляются рядом с памятниками жертвам политических репрессий. И потому тем более важно вспомнить, как и откуда они появились.
Большая часть этих памятников были поставлены в тот краткий период в истории России, когда разговор о нарушениях прав человека был публичным. Когда, хотя бы на уровне деклараций, речь шла о признании государством своей неправоты, о попытке пережить и переосмыслить произошедшее.
Возвращаясь к этим памятникам сегодня, мы заново утверждаем их изначальный смысл, вновь говорим о том, что это не просто «памятники жертвам политических репрессий» — это памятники преступлению, организованному и проведенному государством, памятники-предостережения. Символы соглашения между государством и обществом, признававшие преступления прошлого и обещающего не повторить их в будущем.
Соглашений, которые никогда по-настоящему не соблюдались, и от которых сейчас, в феврале 2024 года, больше ничего не осталось. Во время войны, в ответ на новости о гибели Алексея Навального мы вновь возвращаемся к этим памятникам, как к невыполненному обещанию.
В коллаже — фотографии из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Перми и Ростова-на-Дону, больше фотографий — в наших соцсетях. |
Как государство скрывает причины смерти заключенных |
Всего через час после того, как российские официальные источники сообщили о смерти Алексея Навального, начала распространяться версия, что причиной смерти стал «оторвавшийся тромб».
Медики, лечившие Алексея ранее, говорят, что невозможно установить этот диагноз так быстро — без проведения вскрытия и подробного медицинского анализа (впрочем, правозащитники комментируют, что многие смерти в российских тюрьмах и колониях списывают именно на труднопроверяемый «тромб»).
В 1930–1940-х годах в СССР тоже часто скрывали истинные причины смерти заключенных, погибших от пыточных условий содержания — или даже втайне расстрелянных (родственникам сообщали, что они осуждены на «10 лет без права переписки», и вестей ждать не стоит). Чаще всего в таких случаях официальной причиной заявляли именно «сердечные заболевания».
Документальные подтверждения этой лжи обнаружены в архивах Гулага. Например, в директиве начальника Гулага к внутриведомственному Санитарному отделу от 23 мая 1941 года, прямо сказано заменять реальную причину смерти на «сопутствующую» — «паралич сердца» или «истощение сердечной деятельности». Справки с истинной причиной смерти отправляли в архив НКВД, а информация о «сопутствующей причине» предназначалась для родственников.
В архиве Мемориала сохранились яркие примеры таких свидетельств. В справках о смерти 1930–1950-х годов, выданных родственникам заключенных, не вернувшихся из Гулага, фигурировали такие причины смерти, как «воспаление легких», «гангрена», «тяжелое сердечно-сосудистое заболевание» или даже «неизвестно». А в справках о реабилитации тех же людей, выданных прокуратурой СССР (имевшей доступ к внутренним архивам) в конце 1980-х годов, в качестве причины смерти было написано «расстрел».
Практика ведения двойной документации и умышленное утаивание истинных причин смерти от родных складывалась на протяжении десятилетий и была невозможна без участия различных государственных ведомств, скрывающих преступление.
Больше примеров умалчивания смерти заключенных — в посте наших коллег в канале «Это прямо здесь». |
|
|
Новости Мемориалов, которые продолжают работу в России и в мире, сетевые проекты, партнерские коллаборации и, главное, возможность всегда оставаться на связи. |
|
|
|