27 марта 2025 года Риигикогу (государственное собрание) приняла поправки к закону. И теперь по некоторым данным 150-170 тысяч человек в Эстонии будут лишены права на голосование.
Закон принят в Риигикогу. Однако, этот закон еще не правозглашен президентом Эстонии. Пока не понятна и не известна точка зрения канцлера права Юлле Мадизе. Но если исходить из точки зрения Основного Закона, то запрет на волеизъявление противоречит праву голосовать всем постоянно проживающим в Эстонии. Теперь же это право отбирается.
Я не думаю что от запрета на право голосовать может возникнуть серьезная общественно-политическая опасность и люди выйдут на митинги в защиту своих интересов. Но, несомненно что уже в настоящее время принятый в парламенте Эстонии закон уже сейчас вызвал негодование, как со стороны некоторых парламентариев, так и со стороны рядовых не граждан и граждан страны. Под критику уже попали представители нескольких партий .
Политическая система Эстонии считалась наиболее лояльной по отношению к своим не гражданам. Политика эстонизации не была относительно жестокой. Но, в последнее время ситуация изменилась. Фактически в Эстонии введен запрет на профессию из за незнания эстонского языка. Стало меньше стимулов для изучения эстонского языка. И его предлагается учить в обязательном порядке в учебном заведении. В местах лишения свободы для осужденных учеников эстонского языка отменили стипендию. И тут уже понятно, почему это так. Просто государство взяло курс на экономию государственных средств. И на оборот — подняли акцизы и налоги. В Эстонии появилась военная индустрия. А она требует значительных финансовых затрат.
Осталось добавить тут то нынешнее правительство Эстонии токсично. Уровень доверия к партиям и правительству неуклонно падает. А социологические службы Эстонии не поспевают с изучением общественного мнения. Впрочем, социологическая службы в Эстонии не имеет веса в политических кругах. Социологи не имеют возможности хоть как-то влиять на парламентскую деятельность. Однако, хочется верить, что нынешнее исследование социологов по проблеме право на голосование — окажется полезным для канцелярии президента и офиса канцлера права.
Юрий Мочилин